Как определить ценности

cennostiИтак, из предыдущей статьи о ценностях вы уже поняли, что ценности – это основные моральные принципы, которые определяют наше поведение. Разобрались также с тем, что понимание, какие ценности важны для вас и партнера, способно улучшить взаимоотношения. Теперь нам предстоит научиться определять ценности.

Сделаем это с помощью специальных упражнений. Возьмите ручку, бумагу и приступим к работе!

Упражнение 1.

Ответьте себе на вопросы (ответы запишите): в каких ситуациях вы гордитесь собой? Какие стороны личности вам важно продемонстрировать, чтобы возникло это чувство гордости? Каким человеком вы хотели бы быть? Как бы вам хотелось, чтобы вас описывали другие люди?

Упражнение 2. 

Сейчас вам предстоит выбрать наиболее важные для вас ценности. Сначала попробуйте быстро, полагаясь на инстинкт, перечислить их сами (на помощь придут ваши ответы из предыдущего упражнения). Дополнить свой список можно из следующего списка ценностей:
достижение целей
жизнь, полная приключений
финансовое благополучие
красота
преодоление трудностей
благотворительная деятельность
сотрудничество с другими людьми
общественное служение
проявление сострадания
проявление храбрости
креативность
высокое положение
обладание большими полномочиями
жизнь, полная энергии
честность
решительность
покой
деньги
работа
искренность
популярность
контроль
щедрость
азарт
стойкость
долг
развлечения
гармония
прагматизм
дисциплинированность
приключения
осведомленность
постоянство
смирение
сила
точность
гибкость
традиционность
шарм
уравновешенность
надежность
чувство юмора
преданность
ум
креативность
верность
независимость
спонтанность
мудрость
сострадание
доброта
открытие
экономия
энергичность
оптимизм
многосторонность
богатство
организованность
сотрудничество
оригинальность
равенство
дружба
свобода
свободное время
развлечения
личностный рост
здоровье
смирение
независимость
влиятельность
принципиальность
близость с другим человеком
семья
изобретательность
справедливость
риск
здравый смысл
благоразумие
гордость
сила, власть
удовольствие
мир
партнерство
порядок
широта взглядов
забота и уход
природа
обретение мастерства
любовь
обучение
лидерство
знания

Упражнение 3 (по книге Бриджит Кобб «Управляй своей мечтой. Как реализовать любой замысел, проект, план»).

Наверняка в вашем списке оказалось довольно много ценностей. В этом упражнении наша задача – выбрать только 10 ценностей и расставить их в порядке значимости для вас.

Посмотрите внимательно на свой сокращенный список: вы заметите, что некоторые ценности близки друг другу (например, честность, принципиальность и правда). Найдите в списке группы подобных ценностей и выберите из них одну ценность, наиболее выразительную и значимую для вас. Остальные вычеркните.

Выпишите в столбик оставшиеся ценности (их 10 и больше): это будет левый столбец будущей таблицы. Точно так же, в таком же порядке, выпишите свои ценности по горизонтали (верхняя строка таблицы). Нарисуйте таблицу.

Сравните позиции из столбца по очереди с каждой позицией из верхней строки, спрашивая себя, какая из этих двух ценностей для вас важнее. Самую важную ценность из каждой пары впишите в соответствующую ячейку таблицы. Постепенно вы поймете, какие ценности из списка для вас самые-самые значимые.

Выпишите 10 наиболее значимых ценностей. Из них таким же образом, с помощью таблицы или с помощью простого размышления, выберите приоритетных 5. Теперь у вас есть 5 основных ценностей и 5 второстепенных. Выпишите их в свой Дневник успеха, рабочую тетрадь.

Упражнение 4

Теперь вы можете сопоставить свои ценности и цели: они не должны конфликтовать, иначе ничего хорошего не получится. Хорошо, когда ваши цели опираются на ценности. Как правильно ставить цели и разрабатывать пошаговый план их достижения, мы говорим на тренингах.

Точно также важно, чтобы не конфликтовали ценности ваши и вашего партнера. Например, если для вас важнее всего любовь, служение, порядок и тишина, забота и уход, а будущая партнерша видит рядом мужа-лидера при финансовой обеспеченности, популярности и высокой должности, то вряд ли вы придете «к консенсусу».

Ждать, что кто-то изменится или надеяться, что вы измените партнера, – по меньшей мере несерьезно. Свои ценности мы быстро не меняем, что уж говорить о партнере, который не собирается этого делать: его устраивают ценности ЕГО. И чем это заканчивается, можно узнать из статей «Ошибки жен в отношении своих мужей» и «Об одиночестве вдвоем в браке».

Потому и говорю: о ценностях друг друга путем наводящих вопросов лучше всего узнать в начале знакомства, пока отношения не зашли далеко.

Ищите не партнера – ищите отношения. Тогда ваша семья будет крепкой, цельной, дружной. Чего я вам от души желаю.

Интересно знать. Демограф Нейл Хоув и историк Уильям Штраус, проанализировав историю США последнего столетия, выделили шесть поколений,  которые, как выяснилось, подходят практически для всех развитых и развивающихся стран. В основе предложенной учеными теории лежат глубинные ценности людей, родившихся в определенный исторический период и испытывающих влияние одних и тех же событий (политических, экономических, социальных, технологических), а также воспитанных в рамках определенной семейной модели (имеющих схожие понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо»).

Каждые четыре поколения составляют цикл. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет, длительность одного цикла – 80–90 лет. По завершении цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой. Дети, рожденные на стыке генераций, испытывают влияние двух групп ценностей и образуют так называемое переходное или эхо-поколение. Поколения нового цикла повторяют характерные особенности соответствующих поколений предыдущего, поэтому смену поколений сравнили с сезонностью природы и выделили 4 основных типа:

«осень» [Герои] – деятельные, уверенные в себе борцы, не столько создающие новые ценности, сколько отстаивающие существующие;
«зима» [Приспособленцы] – неуверенные, одинокие, лишенные внутреннего «стержня», предпочитающие приспосабливаются к существующей системе;
«весна» [Идеалисты] – революционеры, оптимисты, создающие новое светлое будущее;
«лето» [Реакционеры] непостоянные, циничные, разочарованные реалиях выстроенной системы, отвергающие моральные ценности.
К российской действительности (думаю, правильнее будет сказать, к советской — автор) предложенную модель адаптировали психолингвист Евгения Шамис и психолог Алексей Антипов. Они выделили ключевые для российских граждан мировые и локальные события, повлиявшие на формирование ценностей определенной когорты.

cennosti_1

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *